Четверг, 28.03.2024, 17:46
Казачий Войсковой Совет города Ульяновска (Симбирска)
            при администрации города Ульяновска
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Войско » Войсковые вопросы » Наказание по казачьи (Немного истории и современности)
Наказание по казачьи
КазакДата: Понедельник, 18.04.2011, 22:36 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Заблокированные
Сообщений: 254
Статус: Offline
Практика наказаний преступлений в казачьих общинах

Практика наказаний в казачьих общинах, или за каждое
деяние свое воздаяние. (Рассуждение о «дикости и жестокости» казаков
в вопросах наказаний преступников)

Многие авторы писали и пишут о том,
какие казаки жестокие и дикие. Приводя на пример произведения польского
романиста Генриха Сенкевича. И в самом деле. В произведениях этого великого
поляка, таких как «Огнем и мечем», «Пан
Володыевский», «Потоп», казаки запорожцы
описаны этакими монстрами, дикарями, вечно пьяными, готовые расправиться с
каждым, кто плохо посмотрит или, не дай Бог, плохо скажет. В описании
Запорожской Сечи и ее нравов встречаются сцены жестокого растерзания людей
прямо на Майдане. Между тем известно, что Сечь – это, своего рода, рыцарский
православный орден с очень строгим уставом. Достаточно вспомнить, что
основатель Сечи Байда (князь из рода Рюриковичей Дмитрий Вишневецкий) взял за
образец устав монастырей с горы Афон, известный своею строгостью, а
казаки-сечевики давали обет безбрачия и отрекались от своего родового имени.
Известно, что в походе употребление спиртных напитков каралось смертью. Ну да
Бог с ним с Сенкевичем. В конце концов, он поляк и писал книги о польской
шляхте и для него казаки были врагами. Вспомним, как описывали русских совсем
недавно в западной прессе и литературе. Это кровожадные дикари, циничные,
бесчестные, глупые и т.д.

Надо признать по отношению к
преступникам казачье общество было жестоким и беспощадным. Естественно были в
ходу телесные наказания. Вот некоторые примеры и способы казней на примере Сечи
и некоторых других казачьих сообществ в времена средневековья. Воровство
наказывалось пушкой. Вора приковывали к пушке на Майдане, и каждый проходящий
мимо ОБЯЗАН был ударить кием (длинной палкой) преступника один раз. Пристав следил,
чтобы удар был полновесным, иначе показывал, как надо бить на том, кто пожалел
приговоренного. На пример в Сечи всегда было более 3000 человек. Сами понимаете,
во что оборачивалось преступление для вора. А если воровство было «в особо
крупных размерах», то могли и повесить за шею, а могли и на крюк. Убийц
наказывали просто и жестоко. Кстати в фильме «Тарас Бульба» Бортко есть эпизод
казни убийцы. Убийцу, изобличенного в преступлении, ЖИВОГО связывали, клали в
могилу, сверху ставили гроб с убиенным и зарывали могилу. Больше об убийце ни
кто не вспоминал. Выпивать спиртное не возбранялось, но во время похода пьянство,
как говорилось выше, наказывалось смертью. На реке, в море связывали или засовывали
в куль (кожаный мешок) и кидали в воду, на суше расстреливали или убивали
другим способом. За оскорбление и осквернение святынь (пусть даже иноверческих)
– смерть. За грабеж мирного населения – смерть (исключения населенные пункты
взятые штурмом). Нарушение присяги – смерть. Особо хочу остановиться на казни
применявшуюся к христопродавцам. То есть тем, которые, например, нарушили
присягу с крестоцелованием (Атаман, нарушивший атаманскую присягу). За этот
страшный грех полагалась и особая казнь. Но и здесь казаки проявляли
христианское милосердие. Вот как это происходило. На майдане собирался круг, и
выводили преступника. Старейшины проводили расследование и, если устанавливался
факт преступления, преступника раздевали, вешали на крюк за ребро и, пока он
умирал, собравшиеся вокруг молились за его душу, чтобы Господь простил и спас
ее, воздравие его родных и близких, чтобы их не коснулся гнев Господний,
прощали ему все грехи и обиды причиненные каждому из собравшихся. Но так как преступление,
совершенное против Господа не может прощаться людьми и судить его может только
Бог, считалось, что преступник не достоин христианских похорон и тело его
выбрасывали на съедение бродячим псам. Эта казнь с течением времени и в связи
со смягчением нравов была преобразована. Теперь преступника не убивали. А
проводили обряд, в котором присутствовали портрет преступника, он
символизировал душу, и кусок мяса с костью – тело. Зажигали свечу, все
остальное осталось без изменения, также молились, после на свече сжигали протрет
и пеплом посыпали кусок мяса, который скармливался бродячему псу. После этого
преступник считался изгоем до второго Пришествия Христа и жизни в станице и где
быто ни было на казачьих землях не было. Формально, его мог убить и ограбить
любой встретившийся казак. В таком виде эта, уже не физическая, а гражданская
казнь дожила до наших дней.

Как видите, казаки действительно
жестоко наказывали преступников. Но эти законы и обычаи были выработаны веками
в силу необходимости установить и сохранить порядок, и железную дисциплину, в
условиях действительно свободного, а вернее сказать вольного, общества, и
проживания в постоянном состоянии войны, когда врагов всегда более чем
достаточно. Это и ляхи, и татары с турками, и, иногда, Московское государство. Результатом
было то, что например, на базаре возле Сечи не было воровства по определению.
Путешественники пишут, что можно уронить кошелек с золотом и на завтра придти
на это место, и он будет лежать здесь же или рядом торгующий торговец вернет
его в целости и сохранности. Но возникает вопрос, так ли эти законы уникальны
по своей жестокости?

Прочитав историю, сразу понимаем, что
нет. Народы, окружавшие казаков и, так же, другие народы, считающиеся и в то
время и в это, очень цивилизованными, проявляли поистине садистские
наклонности. Достаточно вспомнить аутодафе во времена охоты на ведьм, когда
красивые женщины по всей Европе тысячами горели на кострах после бесчеловечных
пыток, отправленные туда просвещенными отцами инквизиторами. Можно вспомнить
судьбу моранов в Испании, весь грех, который состоял в том, что они, христиане,
когда-то были иудеями, альбигойцев, Яна Гуса, Дж. Бруно и этот список можно
продолжать.

По всей христианской Европе к преступникам, и
не только к ним, относились очень жестоко. Правда разделяли их на сословия и
каждому своя казнь. Простолюдинов вешали, колесовали (кстати, эта казнь по
своей жестокости не уступает, а может и превосходит жестокость казни казаками
убийц). Преступнику переламывали кости на руках и ногах дубиной или железным
ломом, проламывали грудную клетку и в таком состоянии укладывали на тележное колесо,
заводя руки и ноги за спину, и подымали на шесте ввех. Картуш, по свидетельству
Г. Сансона, прожил на колесе три дня). Поляки особо любили сажать живых людей
на кол (правильно исполненная, такая казнь заставляла приговоренного мучиться
до недели), это они видимо переняли у турок. Во время восстания 1648 г. дороги
Украины и Беларуси были уставленными как верстовыми столбами колами с посаженными на них казаками и православными жителями
поддержавших казаков (это красочно описано у Сенкевича). Дворянам же отрубали
головы топорами и мечами или расстреливали (дворяне все-таки). Особо
наказывались самозванцы и цареубийцы. Их полагалось четвертовать. По всей
Европе четвертование, делали «правильно», то есть у ЖИВОГО приговоренного лошадями
отрывали руки и ноги, ЕЩЕ ЖИВОЕ ТЕЛО мучили огнем и только после нескольких
часов «процесса» отрубали голову. До этого, для выявления сообщников, полагалось
пытать. Ну, пытки это отдельная история.
И только Россия делала это «не
правильно». У Пугачева отрубили конечности топором, что согласитесь, гуманнее,
при этом сначала снесли голову (говорят по устному пожеланию императрицы
Екатерины). Причем все это делалось
публично, при большом скоплении народа на главной площади города. И только
Великая Французская революция уравняла всех и стала казнить, не взирая на
сословие, через отрубание головы чудом инженерной мысли, специальной машиной - гильотиной.

Как видите, по жестокости
наказаний казаки отнюдь были не впереди
планеты всей. Казаки всегда шли в ногу со временем, и главное для них было
справедливость и неотвратимость наказания. Только так они могли выжить и
сохранить свои Веру , культуру, обычаи и создать практически непобедимое
войско.

Сейчас положение с казнями все знают.
В республиках бывшего СССР в ходу расстрелы. Кое-где казни отменены или введены
моратории. В США по-разному, где-то вешают, где-то травят газом, где-то делают
смертельную инъекцию, где-то электростул (гуманность такого способа убийства весьма сомнительна). Где-то это делают в тайне, но где-то делают
достоянием широких масс, как например Китай. Не важно. Главное одно -
преступление должно быть наказано обязательно, жестко и справедливо. Как - на
это есть законы и обычаи народов и государств.

Евгений Макаренко

 
zlatoslavДата: Понедельник, 18.04.2011, 23:24 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 69
Статус: Offline
Важна неотвратимость наказания.
 
GercoGДата: Вторник, 19.04.2011, 08:56 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 105
Статус: Offline
Вешать сейчас не выйдет, но нагайкой пройтись вполне!
 
AlbusДата: Понедельник, 25.04.2011, 21:57 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 56
Статус: Offline
да в наборе современных казаков осталось гораздо меньше способов наказаний, чем раньше. Нагайка, гражданская казнь, исключение из общества, вот и всё пожалуй. Теперь надо только принять что то вроде Казачьего УК. Свод чётко сформулированных трехчастных норм - гипотеза, диспозиция и санкция.
 
Форум » Войско » Войсковые вопросы » Наказание по казачьи (Немного истории и современности)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования