Обычаи, приметы и суеверия казаков
В старину после сорока дней мать с новорожденным мальчиком, взяв очистительную молитву, возвращалась из церкви домой; отец брал ребенка, нацеплял на него как-нибудь саблю, сажал его на лошадь и подстригал ножницами первые волоски на его голове; затем возвращал его матери и поздравлял ее с „казаком”. Ныне этот обычай почти сгладился в народной памяти.
Из своих старинных обычаев казак до сих пор сохранил обыкновение – брать с собой в поход кусочек родной земли. Землю берут или у церкви, или на кладбище с могилы отца, матери, или, в крайнем случае, просто в саду или у самого дома; землю зашивают в мешочек и привешивают на грудь ко кресту. Смысл обычая: если казак будет убит – родная земля все таки будет у него на груди.
Если приходится видеть в последний раз Дон, - непременно прощаются с ним: „Дай Господи увидеть тебя, кормилец наш?” Прощание сопровождается и шутками, но грубо ошибется тот, кто по наружным явлением будет думать, что казаки легкомысленно относятся к этому: в основе лежит глубокое чувство, прикрываемое шутками из желания не показаться слабодушным.
При выходе на службу казак тщательно присматривается к коню и примечает: если конь испражняется – хороший знак: казак вернется домой живым и здоровым; если конь помочится, значит, жди беды: или казак будет ранен, или убъют у него лошадь, или возьмут его в плен. Но, Боже спаси, если при последнем выходе из дома у казака спадет шапка с головы: убит будет наверное. К этим трем приметам суеверный казак относится с величайшим доверием.
Какую брать лошадь в поход и вообще какой масти казаку „в руку” – на Дону есть примета: раннею весною лишь только казак увидит первую ласточку, он сейчас же закроет глаза, перевернется на лево кругом и посмотрит под каблук левого сапога- Там он находит приставший волос именно той масти, какая ему „в руку”.Добавлено (28.07.2011, 07:40)
---------------------------------------------
Характер казака. И.Д. ПОПКА
ИНДИВИДУАЛИЗМ:
Казацкое общество склонно к обособленности, самоотстраненности, "показанщине" (от слова казан, котел – только своим казаном), что составляет отличительную черту характера казаков. Им тесно в куренном поселении они отселяются дальше, один от другого. Они не сливаются в обществе. У них каждая отдельная личность выражена резко и индивидуально - тяжело подобрать и объединить одну с другой. Но именно у них эти индивидуальности соприкасаются.
"ДАР СЛОВА":
Балагуров и словоохотливых среди казаков много. Казак, когда он создан с головой светлой и сердцем возвышенным, осмеет недостатки и слабости и в себе и в отце родном, разругает низкое свойство и гадкий поступок в родном брате. Умственно-нравственные симпатии в его природе берут верх над симпатиями плоти и крови, соседства и товарищества.
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ:
Из-за казацкой обособленности происходит дробление семейств и дележ хозяйств. В казацкой хате, не то, что в русской крестьянской избе, вы не найдете трех или четырех поколений на одних полатях. Здесь семьи вообще малолюдны... Расселяются и разъезжаются из отцовской хаты, следуя пословице: "Не кайся, рано вставши, а молод оженившись" - и каждый городит себе особый двор.
ОТНОШЕНИЕ К СУДЬБЕ:
Казак не любит сносить тяготы своего ближнего, но с терпением несет свое собственное бремя; товарищу, протянувшему к нему руку, отдает последний грош, не подумавши; за односума, оплошавшего в бою, умирает не колеблясь и сокрытою от взоров людских горячею слезой кропит давно заросшую могилу брата, друга, благодетеля.
ТИП:
Казак тяжел на подъем и неутомим, не знает удержу после подъема; при хотении - бегущий на гору, при нехотении - еле плетущийся под гору; ничего не обещающий отдыхая и удивляющий неистощимым запасом и разнообразием, бесконечными способностями в деле.
ЧУВСТВО БЛАГОДАРНОСТИ:
Казак, который очень нуждается в подсказке, совете, одобрении и добром примере, потом бывает очень благодарен и отдатлив за всякую заботу о нем, за всякую оказанную ему справедливость и за всякое теплое к нему чувство.
ПОТОМКИ ХАРАКТЕРНИКОВ:
От его взгляда и простого слова веет на вас каким-то спокойствием, каким-то забвением опасности. Отсюда родилось это поверье, что один казак может заговорить сто других против неприятельского оружия.
В каждом односумстве были казаки, обладавшие знанием добрых свойств растений и магической силой наговоров. К разряду таких людей принадлежали преимущественно артельщики и кашевары. И дома, и в походе не переводился у них запас лекарственных зелий и снадобий. Были они люди самых строгих правил, считали за грех дать уголек на трубку из костра, на котором варилась каша, обет безбрачия выполняли ненарушимо и за свою "працю" (лечение) не требовали ни воздаяния, ни известности.
ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ:
Казак домостроителен. С этой наклонностью он не разлучается и на службе. В походе, где только сложит он свою сухарную сумку, там тотчас явится, из земли вырастает "курень", шалаш... А если отряд для какой-нибудь военной операции простоит на одном месте продолжительное время, то шалаши казацкого бивака, принимая незаметно большие и большие объемы, (потому что казаку все как-то тесно) достигают размеров хат, из которых простодушно, как дома в слободе, выглядывают изредка и "дымари" - плетеные дымовые трубы. Около них возникают хлевы, насесты, ясли, скотные дворы.
СПОСОБНОСТИ. ОБРАЗОВАНИЕ:
Грамотность... довольно обширна между казаками. Юные казаки даровиты и восприимчивы, но несколько расположены чувствовать духоту в стенах школы и "тикать" в степь.
ПЕНИЕ:
Пою, следственно, живу - может быть сказано о казаках. Старая песня казаков живет неразлучно с поколениями народа, перенесшего своих пенатов с места на место, и звучит она тысячеустой повестью о славных делах и высоких качествах праотцов и завет правнукам, далеко ушедшим от прадедовских могил.
ВЕРА:
За исключением небольшого числа инородцев, казаки исповедуют русскую Православную веру, за неприкосновенность которой их прадеды пролили потоки крови. Жертвующая преданность народа к церкви беспредельна. Не бывает наследства, самого скромного, из которого бы какая-нибудь часть не поступала на церковь. В этом отношении казаки остаются верны святому обычаю своих предков: от всех приобретений сабли и весла приносить лучшую часть храму Божию.
"ОЙ, ПЬЕ БАЙДА...":
К наследственным особенностям казаков относится благодушное расположение к байдикам (тунеядцам) и баглаям (лентяям). По народной поговорке баглаи бывают трех родов: школярские - поутру, бурлацкие - среди дня и панские - ввечеру. От соединения показанщины (обособленности) с баглаями родится бедность, а от бедности происходит воровство. Впрочем, этот беспорядок сказывается только на степных табунах и стадах... Кражи со взломом редки.
РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ-КАЗАЧКИ:
Разрядив ружье и снарядив плуг, льготный казак (резервный, раз в год на сборы ездивший) не успеет иногда дотянуть починной борозды, как безочередной наряд отрывает его от мирного труда и переносит с поля пахотного на поле ратное. Из-за этого летние полевые работы чаще отправляются женщинами, чем казаками.
РЕЗЮМЕ:
Непонятная натура. Что есть в ней лучшего, то скрыто, пустяки и глупости снаружи.
Добавлено (12.08.2011, 11:29)
---------------------------------------------
Суд постановил, что казаки это все-таки НАРОД!?
Казак - это национальность10 декабря 2010г. в Волгограде произошло знаменательное событие в Истории Казачьего Народа. Министерство Юстиции по Волгоградской области подало заявление в областной суд о ликвидации Региональной Национально-культурной автономии казаков Волгоградской области. Представители Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области мотивировали своё желание тем, что казаки это не этнос, а потомки беглых холопов и беглых крестьян, забывая, что казаки жили с незапамятных времён. До этого дня слово «казак» означало в России: «член коллектива художественной самодеятельности». И вот в этот день состоялся Областной суд, под председательством судьи Гайдарова М.Б, где Суд решил: в удовлетворении требовании Управления Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области о ликвидации Общественного объединения - Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области, отказать.
Решение Суда было основано на Законах РФ и Конституции РФ, что прочтёте в ниже приведённом документе.
Но не тут, то было. Рано радоваться казакам, как народу, а не беглым холопам. Управление Министерства Юстиции по Волгоградской области направило Кассационную жалобу в Верховный суд, мотивируя своё требование о ликвидации Казачьей Автономии тем, что казаки не национальность и не имеют своего языка, забывая о Законе РСФСР от 26 04. 1991г. за №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», что к казакам, как и к другим народам, так же проводилась политика клеветы и геноцида.
Состоявшийся в Москве, 15.02.2011г. Верховный суд, очень долго, долго совещавшись, что редкость, так же не удовлетворил просьбу Министерства Юстиции по Волгоградской области, ликвидировать РНКА, но и отменил решение областного суда от 10.12.2010г., рекомендовав новому суду провести судебную экспертизу.
Начиная 4 апреля 2011г. в Волгограде проходило множество бесед в суде с новым судьёй, Кубасовым И.Г., после чего он вынес Определение в котором назначил этнологическую экспертизу, предупредив эксперта (Степанова Валерия Владимировича, кандидата исторических наук) об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Нами были поставлены, а потом согласованы с судьёй и с Представителями Министерства Юстиции, а затем и внесены в определение вопросы к эксперту.
В июне 2011г. была получена экспертиза, где на всё заданные судом вопросы был получен один ответ - «ДА», а именно:
1. Относятся ли казаки к этнической общности? – «Да»
2. Допустимо ли определение в отношении казаков термина «национально-культурное самоопределение? – «Да»
3.Допустимо ли употребление в отношении казаков термина «национальное меньшинство»? – «Да»
4. Находятся ли казаки на территории Волгоградской области в ситуации национального меньшинства? – «Да»
5. Допустимо ли употребление терминов «сохранение самобытности, развитие языка, образования, национальной культуры» в отношении казаков? - «Да»
«ЛЮБО» Братья казаки!
Но опять неймётся Министерству Юстиции, хотя заданные вопросы эксперту через суд, были согласованы с ними, они очень не довольны заключением и опять написали Ходатайство об отложении дела, направив письмо в Министерство регионального развития РФ.
Полученные Разъяснения МРР РФ, нас тоже устроило, так как в их ответе звучали такие слова, как Родовые казаки. Потомственные казаки, Национальная и Традиционная одежда.
Запомните и этот день. 1 августа 2011г. В этот день вынесено очередное Решение областного суда под председательствующим судьёй Кубасовым И.Г. об отказе в удовлетворении Управления Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области о ликвидации общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области. Решение суда основывалось на заключение вышеуказанной экспертизы. На представленных исторических документах о своём языке. На основании Конституции РФ. На основании «Конвенции о защите прав человека и основных свобод». На основании Европейского суда по правам человека.
Казаки это Национальность. Это Народ, находящийся в национальном меньшинстве, а не те отпрыски большевиков, красноармейцев и продразвёрстников, которые сейчас оделись в казачью форму, таким образом присвоив честь и достоинство Казачьего Народа и за благодеяния наших Предков в прошлом требуют для себя от нынешней власти вознаграждения.
Признать казаков народом - значит отдать им у них отнятое.
Мы первопроходцы. Мы опасны той преступной шайке, которая растлела нашу молодёжь, отняла у нас возможность работать и зарабатывать, отняла у нас возможность жить в хуторах и станицах, поэтому мы живём в поселениях как зеки, с ограниченными правами и свободами.
Честь и достоинство казаков в суде, защищали казаки: Зам. Атамана ДКР, Вице-президент РНКА казаков - Таболаев А.Е и Зам. Начальника Правового управления ДКР по Волгоградской области - Кузнецов В.Ф.
Слава богу, что мы казаки!!!
Источник: kazak-cente
Добавлено (19.02.2012, 11:06)
---------------------------------------------
Возрождение казачества. Вехи минувших лет и новые надежды.
Двадцать лет прошло с того времени, как началось возрождение казачества. С какими результатами мы встречаем этот юбилей? Чему нас научил полученный опыт? Сегодня много статей выходит на эту тему. У каждого автора свой взгляд и свой подход к излагаемому материалу, но одно объединяет все публикации на эту тему – это внутренняя неудовлетворенность. Но почему? Почему мы все не удовлетворены тем состоянием, в котором находится казачество сегодня? А ведь как все начиналось!
Свою первую встречу с казаками я, еще не воказаченный потомок уральских и малороссийских казаков, запомнил на всю жизнь. Было это весной 1992 года. Шел я тогда в теплый и ясный день по городу Томску в магазин, что находился недалеко от моего дома.
Уже проскользнули мимо магазинные окна, вот и знакомое крыльцо магазина и вдруг вижу – прямо на меня с другого конца улицы на рысях мчится отряд всадников: полтора десятка казаков в полной форме. Лампасы, шашки, знакомые с фильмов про гражданскую белогвардейские мундиры. Ничего не понимая, что происходит, я застыл на месте, мучительно перебирая в голове отрывки из телевизионных новостей. Неужели власть в городе опять сменилась? Неужели и Ельцина свергли? – крутилось у меня в голове. Ничего так и не вспомнив, проводив всадников взглядом, я побежал домой смотреть новости.
Только вечером в местных новостях я разочарованно узнал, что казачий отряд, проскакавший мимо меня, направлялся к Петропавловскому собору на молебен, что никакую власть казаки не захватили, а просто в Томске возрождается отдел Сибирского Казачьего Войска, и всех потомков казаков, и не только, приглашают на проходящие в здании музыкального училища казачьи собрания (круги).
На первый свой круг я собирался пойти довольно долго. Только осенью, замучив себя упреками и напоминаниями о том, что в крови моей льется казачья кровь и что я обязан хотя бы узнать о том, как идет возрождение казачества, я решился пойти на круг.
В музыкальном училище нас (новичков и бывалых) встретил бравый казак в синей форме с нагайкой, которой он невероятно звонко бил себе по сапогу, всех нас называл господами и указывал куда идти и где садиться. Делал все это он очень громко и залихватски, что производило на меня сильное впечатление. Но, пожалуй, все положительные эмоции на этом казаке и закончились. Собрание было посвящено теме выборов в Томские советы депутатов. Все эти советы (думы) я тогда (да и сейчас) воспринимал, как нечто чуждое русскому народу и казачеству, и поэтому был сильно разочарован.
Я ожидал, что на своих кругах казаки ведут разговоры о восстановлении своих станиц и хуторов, думают о возрождении своей казачьей инфраструктуры. Потенциально, идя на круг, я даже был готов продать дом в Томске и переехать в казачью станицу. Но ничего подобного на собрании я не услышал. Разговоры были только о том, как влиться во власть, как побольше ввести в Советы людей от казачества и тому подобные. Не утерпев, я в перерыве спросил у какого-то казака из президиума об интересующей меня теме. Тот с улыбкой посмотрел на меня, проговорил что-то невнятное и отвернулся. Это меня добило окончательно. Поняв, что делать мне здесь больше нечего, я пошел домой.
Потом я слышал с разных сторон упреки в адрес казачества, что оно оказалось бутафорным, асфальтовым, не оправдало надежд русского народа, что казачьи атаманы оказались неспособны на конкретные практические дела, не смогли возродить своей казачьей инфраструктуры. Что православность у казаков мнимая – на словах казаки православные, а на деле отвергают монархию, не желают разрывать связей с демократами и коммунистами, ходят в холуях у антиправославной власти. Много еще чего слышал обидного, и возразить зачастую было нечего.
Вернулся интерес к казачеству у меня лет через восемь-десять, когда в нашу Томскую монархическую организацию «Самодержавие» стали приходить изгнанные за свои монархические взгляды из разных казачьих организаций казаки-монархисты. Тогда мы и решили, что пришла пора попробовать самим поработать на возрождение казачества.
Попытку создать что-то казачье мы предприняли в 2003 году. В этом году сибирские казаки-монархисты заверстали меня в казаки, отвесив три нагайки по спине. Мы решили, что надо начинать с создания своей казачьей базы – казачьей станицы. Стали рассылать листовки к казакам, призывая принять участие в создании монархической казачьей станицы, а заодно и организации. На первых порах набралось нас человек пять-шесть. Нашли место (под Вышним Волочком), обустроились, стали пахать, сеять, косить, одним словом, как предки наши, стали трудиться на земле.
Многие к нам приезжали, покупали дома, устраивались. Но поживут полгода или год и уезжают – тяжела ты, жизнь казаче-крестьянская. С течением времени стало понятно, что главная причина, почему мы, казаки, не можем создать крепких казачьих станиц и приступить через это к восстановлению своей инфраструктуры, заключается в нас самих. В нашем нежелании трудиться. Конечно, наверняка, не одни мы под Волочком пытались создать станицу, и другие казаки в разных местах Руси, вероятно, пытались и пытаются делать то же самое. Но основная масса казаков на этот путь не встала, поэтому и как таковых впечатляющих результатов в масштабах всего казачества на сегодня, увы, нет. Вот и получилось, что своего создавать казаки не захотели, а у демократов так ничего и не выпросили и встречаем ныне мы свой юбилей, что называется, у разбитого корыта.
Сегодня, оглядываясь на прошедшие двадцать лет, мы, наконец, должны понять, что у казачества, как и у всякого человека, есть свои дух, душа и тело. Приведем их в порядок, к прежним христианским нормам – сумеем возродиться, нет – зачахнем и вымрем.
Начинать, конечно, нужно, прежде всего, с возрождения духа, надо привести его в православное состояние, вспомнить, что казаки – это рыцари Православия. И поэтому не могут казаки сотрудничать и заискивать перед врагами православной веры – еретиками демократами и социалистами. Необходимо помнить слова батюшки Иоанна Кронштадтского, что «демократия в аду, а на Небе Царство». Тогда ни о каком сотрудничестве с социал-демократами и подконтрольными им властями и мыслей приходить не будет.
На Седьмом Вселенском Соборе в учение Православной Церкви было введено положение, что православный царь (помазанник Божий) занимает в церковной иерархии второе место после патриарха. А у нас сегодня от некоторых казаков можно услышать, что цари нам не нужны, что они казачеству только вредили, и тому подобное. Понятно, что таких казаков надо одергивать и объяснять им, что с такими мыслями недалеко и до геенны огненной, и не может казак называть себя православным, если думает таким образом. Мы же зачастую в таких случаях молчим – не хотим портить отношений. Но ведь именно через разъяснение таких моментов и возрождается исконный христианский казачий дух.
Посмотрите, какими были наши предки, православные казаки:
«Казаки называли себя рыцарями Православия, борцами за чистоту Веры, и пострадать в борьбе с еретиками они считали для себя превыше всякой чести, знаком Божественного благоволения.
Сердцевина казачьей натуры и вместе с тем символ веры этого безстрашного воинства сконцентрированы в том воинском клике, с которым обращались они к отважным и честным сынам своего племени: «Кто хочет за Веру Христианскую быть посажен на кол, кто хочет быть четвертован, кто не боится смерти – приставай к нам. Не надо бояться смерти – от нее не убережешься. Такова казацкая жизнь» (Из книги «За други своя или все о казачестве»).
А теперь давайте взглянем на себя. Это мы-то пострадать в борьбе с еретиками демократами и социалистами считаем для себя превыше всякой чести?! Да многие современные казаки сами демократию и социализм считают нормой жизни. Это нас наши православные предки порубали бы в куски или пострадать от нас считали бы для себя превыше всякой чести.
Так о каком возрождении казачества можно вести речь, когда по духу многие из нас сегодня являются врагами исконному православному казачеству?
Разумеется, не все казаки сегодня сотрудничают с демократами и социалистами, но очень много и таких. Поэтому, прежде чем говорить о каких-то результатах, надо сначала срочно приводить в порядок казачьи головы и восстанавливать исконно-казачье состояние духа.
Окрепнет дух – окрепнет и душа, потому что, если дух у казачества станет православным, то и душа его станет христианской – чистой, светлой, трудолюбивой. Только такая душа и сможет взвалить на себя труды тяжкие, неудобоносимые по возрождению тела казачества – его станиц и хуторов.
Всякий человек, который не желает жить от своего труда, неминуемо попадает в кабалу к другому человеку. Это основной закон экономики, где всегда есть работодатель и работник. Так и казачество – не хотим мы создавать свою инфраструктуру (станицы, хутора, артели и пр.) значит будем работать на дядю, который в любую минуту может повернуться к нам спиной и выгнать вон. Так зачастую сейчас и происходит.
Надо помнить, что казачество – это живой организм. Оторви этот организм от своего питающего корня – земли матушки – и он погибнет или превратится в бутафорию, и это пока, похоже, и происходит.
Неужели же многие из нас и в самом деле так до сих пор и не поняли, что ни демократическая, ни социалистическая власть ничего для казаков делать не станут и ничего нам не дадут.
Почему? Да потому что они боятся возрождения нашего исконного казачьего духа. Как бы кто из нас ни клялся демократам или коммунистам в верности, они все равно нам не поверят. Они знают, что казаки в любую минуту могут вспомнить о настоящем Православии и о заветах своих предков и перейти на сторону Бога. А это для них – смерть. Поэтому возвращать нам наши территории, самоуправление, оружие и т. д. они никогда не станут. Это делали только русские православные цари, потому что были с нами одного духа и одной Веры, а от нынешних властей мы этого не дождемся. А значит только мы сами, с Божьей помощью, должны начинать трудиться и создавать свою независимую от демократов и социалистов инфраструктуру – свои станицы, хутора и пр. Иначе через новые десять или двадцать лет, отмечая очередную круглую дату по возрождению казачества, мы опять будем раздраженно заявлять, что сегодняшним состоянием казачества мы крайне не удовлетворены.
Так, может, хватит делать ставку и ждать помощи, которую нам все равно не окажут, от чужого дяди, а пора закатывать рукава и самим браться за возрождение казачества? Как вы думаете, братья-казаки?
Сибирский казак Павел Марченко.
Светлая седмица, 2011г.